Плавучий институт держит экзамен

Эпидемия коронавируса сиим в летнюю пору смешала почти все планы. И морских научных экспедиций это задело сначала. Выходы в море, что планировались на май-июнь пришлось двинуть либо совсем отменить. А кое-где их все равно провели — не выходя из порта.

В планах Северного Арктического федерального института (Архангельск) на это лето значилась экспедиция в Арктику с ролью студентов русских и забугорных вузов на борту судна «Доктор Молчанов». Под брендом «Арктический плавучий институт» они проводятся с 2012 года в рамках совместного проекта САФУ и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В сей раз участники-иностранцы не могли прибыть в назначенное пространство к назначенному времени, чтоб «посетить северную оконечность архипелага Новенькая Земля и Землю Франца-Иосифа», как планировали устроители. Потому «АПУ-2020 прошел в виде лектория в сети веб», сказал директор Арктического центра САФУ Александр Сабуров.

Команда ученых США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) начнет экспедицию в морскую пропасть "Зеленоватый банан"

А вот устроители плавучего института на борту НИС «Академик Николай Страхов» в этом смысле оказались тверже и решительнее. 10 дней вспять, 18 июля, два 10-ка студентов геологического факультета МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) направились из Калининграда в северо-восточный сектор Баренцева моря. «В рейсе длительностью месяц они будут работать в море и обучаться по научно-образовательной технологии Плавучего института», — докладывает пресс-служба Минобрнауки Рф и уточняет, что экспедиция стала вероятна благодаря поддержке министерства.

Вчера из такого же источника поступило весть, что «Академик Николай Страхов» благополучно прибыл в запланированный район меж Землей Франца Иосифа и Новейшей Землей. Сказано, что «геологи МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) будут учить перспективы нефтегазоносности в этом районе». «Ждем первых открытий!» — на правах управляющего Плавучего института подтвердил прямо с борта доцент геологического факультета МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) Григорий Ахманов.

Взор

Миша Флинт, академик РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук):

— У меня двоякое отношение к плавучим вузам. С одной стороны, они разрешают почти всем студентам — тем, что решили связать свою научную судьбу с исследованием морей и океана, 1-ый раз «прикоснуться к объекту». Пожить в каюте, осознать, переносит ли он (либо она) морскую качку, потрогать приборы, которые употребляют для исследования морской среды и биоты. В конце концов, почувствовать вокруг необычный, соответствующий лишь для моря, бескрайний простор.

Крайнее, как ни второстепенно исходя из убеждений проф выбора это звучит, весьма принципиально для нашей профессии. Академик Лев Александрович Зенкевич, создатель российскей школы биоокеанологии и мой дед, гласил, когда я был еще мальчиком: «Ты должен это ощутить, и это обязано тебя захватить, по другому в море для тебя нечего созодать».

Ученые предсказали раскол Африки и образование новейшего океана

И, непременно, плавучий институт — это PR-акция для начальства, чиновников, и тех, кто дает средства на образовательные мероприятия, нередко не совершенно понимая, что стоит за тем либо другим мероприятием.

А «плавучий институт» звучит лакомо — здесь для вас и институт, здесь и плавучий, и здесь много молодежи, что на данный момент принципиально для различного рода начальства и прессы. Все совместно и так комфортно, что о конечном, будущем итоге можно и не думать. Одним словом — «акция». А сколько опосля данной акции пришло юных людей в морскую науку? И еще наиболее суровый вопросец — сколько в ней осталось через пару лет? Такового вопросца не возникает.

Этот, основной вопросец, определяется это, на мой взор, не ролью в плавучем институте. А тем — как, в котором окружении, в которой научной атмосфере, с каким чувством свободы научного творчества (это весьма принципиально), с какой ответственностью за свою работу начинающий исследователь войдет в науку. Это вхождение в науку и есть научная школа. Никакой плавучий институт ее не даст.

Эта научная школа — пусть меня простят за сопоставление, никого ни при каких обстоятельствах не желаю оскорбить либо принизить — на первых шагах похожа на дрессировку. А законы у проф дрессировки схожи, что для человека, что для звериного — и там, и там требуется личный подход. Возьмите группу, пусть даже маленькую — и у вас ничего не выйдет. Внутренние законы группы, дела снутри нее будут доминировать и затруднять, а время от времени и созодать неосуществимым проф восприятие.

ФНПР предложила субсидировать заработную плату юных профессионалов

Я обращаюсь к собственному опыту. Приходилось, и не раз, бывать в особых лагерях для молодых натуралистов. Было забавно, осталось много знакомых, но проф итог был крохотным. А опосля первой экспедиции, где я был окружен взрослыми исследователями, где у меня были свои задачки и своя ответственность, возможность на равных со зрелыми членами экспедиции обсудить то, что мы делаем, — опосля той экспедиции я возвратился специалистом.

Подготовка ученых — дело штучное, а когда желающих идти в науку можно по пальцам перечесть — штучное вдвойне. Потому я считаю, что 1-ые шаги молодежи в науке, исходная подготовки проф исследователей должны быть организованы как «образование через вовлечение в науку».

О этом гласит и мой личный опыт, вынесенный из 10-ов экспедиций, где я работал в коллективе с высочайшими специалистами, старался им соответствовать и получил бесценный научный багаж.

О этом гласит и опыт экспедиций, которые я сам организовывал в крайние 15 лет. Студенты 3-4 курсов, аспиранты на равных входили в научный коллектив с правом воплотить свои научные интересы и со всей ответственностью за итог и общую научную программку. Правила такие, что даже святую для экспедиции вещь — научную программку мы можем изменять, если будут предложены весомые аргументы.

Моя каюта открыта круглые день (так работают экспедиции), карты района исследовательских работ на столе — приходи, давай дискуссировать, что нужно добавить, что поменять. Это, если желаете, провокация к научному творчеству, которой никогда не будет в плавучем институте. И почти все, скажу для вас, приходили. Не многим удавалось обосновать обоснованность собственных предложений, но некие обосновывали. И мы меняли маршрут судна и добавляли работы.

Ярославские студенты сделали приложение для дистанционного обучения

Понимаете, что было для меня за эти годы самым принципиальным комплиментом? Одна из моих аспиранток, благодаря за роль в экспедиции, весьма от всей души произнесла: «За этот месяц, Миша Владимирович, я выяснила больше, чем за три года спецкурсов, практик и плавучего института». А заслугой сделалось то, что почти все из тех, кто пришел к нам студентом, сейчас сами в экспедициях удачно возглавляют научные отряды и большие блоки работ. И завтра, я уверен, сумеют без помощи других организовывать большие экспедиции. В коллективе, ведущем морские исследования, о этом можно лишь грезить.

Стратегию «образование через вовлечение молодежи в науку» Институт океанологии обусловил как одно из принципиальных направлений собственного развития. А далее все по Марксу, которого мы опять стали призывать: есть ли средства на такие программки? К огорчению, на плавучие институты средства у тех, кто их распределяет, находятся, а на «образование через вовлечение в науку» — нет. Возможно, звучит не настолько звонко. А меж тем такие ресурсы непременно должны быть. Так как в бюджете научных организаций при сегодняшнем финансировании весьма тяжело отыскать средства, чтоб взять в экспедицию студентов.

Нужно ли гласить, что смыслом мотивированного финансирования был должен итог, а не звонкое заглавие. И если мы этого добьемся, ведущие в прошедшем и еще сохранившиеся «морские» кафедры закончат выпускать студентов, которые шарахаются от воды и истинной морской науки. А времени на то, чтоб с «нуля» переучивать выпускников с красноватыми дипломами, нет. Ситуация уже сейчас просит новейшего поколения проф морских ученых.

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий