Поможет ли ЕГЭ оценить креативность ребенка

Креативное и критическое мышление, умение работать в команде, эмоциональный интеллект…Без них современному ребенку никуда, уверяют эксперты. Но стоит ли проверять «мягкие навыки» всех детей на выходе из школы? И нужно ли это делать в рамках ЕГЭ? Об этом «РГ» поговорила со специалистами Федерального института педагогических измерений и ведущих вузов — участников проекта 5-100.

Московские школьники попали в "Инженерный старт"

— Эксперты давно говорят о возможности включения в школьные экзамены задач, направленных на оценку креативного мышления. Один из таких шагов — возврат к сочинению, — рассуждает директор Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов. — Но в целом оценка мягких навыков слишком субъективна, чтобы использовать для этого подход, схожий с ЕГЭ. Возможно, не стоит вообще соединять несоединимое: экзамены по школьным предметам и развитие так называемых «мягких навыков» — soft skills. Это все-таки разные вещи.

В первую очередь экзамены в школах проверяют знание предмета. Плюс — умение решать задачки, грамотно формулировать свои мысли, анализировать, аргументировать и т.д. Как рассказала «РГ» замдиректора Федерального института педагогических измерений Ольга Котова, в развернутых заданиях школьники могут предложить несколько вариантов решения, неожиданные аргументы, рассуждения… Это дает школьникам возможность показать свою креативность, а экспертам — поставить им более высокую оценку.

— Сформированность некоторых «мягких компетенций» вносит вклад в успех на экзамене. Во-первых, тайм-менеджмент. Время ограничено, и важно суметь эффективно организовать свою работу, успеть проверить и при необходимости исправить ответ, — говорит Ольга Котова. — Во-вторых, коммуникация, навыки общения. Экзаменационные модели включают задания с развернутым ответом, требующие логичного рассуждения, изложения своей позиции и аргументов. Некоторые задания в гуманитарных предметах содержат элементы диалога, диспута. Но в целом, сказать, что «мягкие навыки» сейчас проверяются в ОГЭ или ЕГЭ, все-таки нельзя. Здесь нужны хорошие предметные знания.

Для произведений литературы и искусства оставят только маркировку "18+"

Вузовские олимпиады для школьников в плане проверки soft skills — гораздо более эффективный инструмент, считает эксперт центра многопрофильного довузовского образования «Уникум» РУДН Дмитрий Мамченков. Многие из них требуют и предметных знаний, и настоящего творчества и работы в команде.

Чтобы такая форма и дальше развивалась, эксперт предлагает несколько шагов. Во-первых, учитывать результаты одобренных Минобрнауки вузовских олимпиад в рейтингах школ. Во-вторых, стимулировать вузы проводить больше собственных олимпиад. В-третьих, добиваться того, чтобы задания на них были действительно творческими и интересными, а не проверяли бы то, как школьники знают вузовскую программу.

— Необходимо создать единый сайт, где была бы собрана вся информация об олимпиадах школьников. В перспективе, на нем же можно проводить первые онлайн-туры олимпиад, — говорит Дмитрий Мамченков. — А еще — стимулировать развитие вузовских курсов подготовки к олимпиадам в онлайн-формате, чтобы они стали доступными для всех регионов.

— Гибкость мышления, умение адекватно воспринимать невероятно быстро меняющийся мир — вот, что сегодня нужно развивать в первую очередь. И я не вижу способа, как эти навыки можно проверить в формате тестов или ЕГЭ, — согласен руководитель Центра «Фаблаб» ТюмГУ Дмитрий Яковлев. — Гораздо проще оценить «мягкие навыки» школьников в заданиях игрового формата. И не только школьников: многие компании уже проводят игровые тренинги для своих сотрудников — это сегодня «в тренде». Опытный наставник по результатам игры может составить карту развития для каждого участника — и следить за ее изменением.

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий