Итальянский писатель Джованни Кателли в своей книге «Смерть Камю» попытался восстановить последовательность событий, приведших к автокатастрофе, жертвой которой 4 января 1960 года стал 60-летний французский литератор и нобелевский лауреат.
Кателли высказал гипотезу о том, что авария автомобиля Facel Vega 3B, которым управлял друг Альбера Камю, была подстроена агентами КГБ в отместку за занятую писателем антисоветскую позицию.
В частности, Камю публично высказывался в поддержку организаторов венгерского восстания против советского режима, критиковал действия Москвы и выступал в защиту Бориса Пастернака. Это, как считает Кателли, могло мешать отношениям Франции и СССР. Поэтому автор книги не исключил, что в организации убийства писателя могла принимать участие и французская разведка.
Эту версию Кателли впервые изложил еще в 2011 году в статье, написанной им для итальянской газеты Corriere della Sera. Писатель ссылался на дневниковые записи чешского литератора Яна Забрана, который в 1980 году пересказывал свой разговор с «надежным источником» о причастности КГБ к смерти Камю.
Приказ устранить Камю, по версии Забрана, в 1957 году отдал министр иностранных дел СССР Дмитрий Шепилов, но советская разведка потратила на подготовку покушения целых три года, за которые Шепилов успел потерять пост, поскольку был заподозрен в участии в «антипартийной группе».
«Окончательное решение было принято во время подготовки визита Хрущева в Париж в марте 1960 года: Камю мог опубликовать в СМИ критические статьи о Хрущеве и разрушить имидж СССР», — утверждает Кателли.
Забран писал, что агенты советской спецслужбы якобы спрятали в покрышке автомобиля некое устройство, которое пробило шину при разгоне, и машина вылетела с дороги на скорости минимум 130 км/час.
Кателли несколько лет искал подтверждения гипотезе Забрана — в частности, разговаривал с его вдовой и изучил всю имеющуюся информацию о работе КГБ в Чехии и Франции.
Источник: