Что должен знать ребенок к концу начальной школы

Написать объявление и электронное письмо? Сочинять сказки? Считать в пределах миллиона? Все это и не только будет прописано в новых школьных стандартах, которые совет при Минпросвещения рассмотрит уже послезавтра. Фото: iStock

В документе четко прописано: чему и в каком классе ребенка должны научить. Вот лишь некоторые требования из проекта новых школьных стандартов начальной школы.

Русский язык

— создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления);

— распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);

— определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать;

— применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

— определять род, склонение, число, падеж существительного;

— составлять предложения с однородными членами;

— правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов);

Как изменится преподавание истории в школах

Литературное чтение

— различать произведения устного народного творчества и художественной литературы;

— находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

— сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным;

— писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки;

— выбирать книги для самостоятельного чтения;

— среди рекомендованных для "началки" — "детские" произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока

Иностранный язык

— Вести диалог объемом 4-5 реплик;

— читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале;

— писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;

— распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);

Математика

— считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;

— выполнять сложение и вычитание в пределах 100 — устно, с многозначными числами — письменно; умножение на 10, 100, 1000 — устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно, на двузначное число в пределах 100000 — письменно; деление с остатком в пределах 1000;

— находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

— знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости;

— различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;

— заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;

Как избежать самых частых ошибок в итоговом сочинении

Окружающий мир

— рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края;

— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

— показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России;

— ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу;

— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон;

— ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование;

— различать полезные и вредные привычки;

— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети Интернет;

— соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;

— соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

Не слишком ли много требований? Откуда они взялись? И не перегружают ли ребенка? Об этом "РГ" рассказала Руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова:

Что происходит с филологией в региональных вузах

— Можно по-разному относиться к идее распределения требования стандарта по классам. Но в нашей стране огромная армия учителей, их опыт, педагогическая культура, знания-умения весьма различны. И на самом деле многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт может облегчить работу. Тем более, что большинство из этих требований основаны на тех же самых примерных программах, которые уже "работают" в школах более 10 лет, — рассказала она. — А творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить — давать больше, интереснее, разнообразнее. И еще мы забываем, что стандарт определяет требования к образованию на конец 4 класса, поэтому достижения выпускника начальной школы — это результат его образования за четыре года.

По словам Натальи Виноградовой, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте.

— Нельзя сравнивать советских детей и детей современных — у последних гораздо больше возможностей, они живут в другом мире, развиваются по-другому. И средний уровень у них гораздо выше, чем был у ребят даже 10-20 лет назад. Это подтверждают и международные исследования, — говорит Наталья Виноградова. — Существенное улучшение достижений наших младших школьников ученые связывают, в том числе, и с введением стандартов. Я уверена, что доработанный стандарт работает на перспективу, в нем представлено содержание, которое актуально для современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают Интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Но это не означает, что все дети на отметку (!) будут сдавать эти правила. А вот ориентироваться в известных рисках на уровне подготовки к дальнейшему обучению — будут! Сегодня вряд ли кому непонятно, что образование должно работать на шаг вперед, давать детям больше, а требовать на базовом уровне.

Путин поддержал раннюю профориентацию

Эксперт замечает: не стоит забывать о том, что 20 процентов программы в "началке" образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей детей… 20 процентов для начальной школы, где все ребята должны освоить смысловое чтение, навыки письма, счета и вычислений, да и многое другое…. — это большой резерв для педагогического творчества.

Что еще важно? Некоторые неопытные учителя считают: "Все, что написано в учебнике, ребенок должен знать чуть ли не наизусть. Абсолютно все упражнения обязательны для выполнения". А это не так. В учебниках есть базовое содержание (его должны усвоить все дети!) и есть общий развивающий фон, который обеспечивает движение вперед успешным детям. Благодаря стандартам, учителя будут точно знать — вот этот базовый минимум я дать обязан. Все остальное — интеллектуальный фон обучения, который учитывает возможности, интересы, потребности ученика и обеспечивает его успешное перспективное развитие.

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий