Оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят Реквием Вольфганга Амадея Моцарта 23 октября в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Примечательно, что еще несколько лет назад Реквием стал не эпилогом, а эпиграфом того явления, которое впоследствии критики назвали «пермским Моцартом». Именно это произведение в 2011 году в Новосибирске записали Теодор Курентзис и musicAeterna. Пластинка, вышедшая на лейбле Alpha Productions, вызвала широкий резонанс поразительным качеством и неожиданным местом записи, а также радикальностью трактовки, избавившейся от прежних штампов.
«Курентзис приоткрывает занавес в театре смерти и скорби, страха и утешения, и забыть это будет нелегко», — писал журнал Gramophone.
Спустя шесть лет музыканты мировая музыкальная критика вновь заговорила о феномене musicAeterna. Тогда Реквием в исполнении оркестра и хора Курентзиса прозвучал на Зальцбургском фестивале, крупнейшем и наиболее престижном смотре в мире академической музыки. Журналисты подчеркивали особую атмосферу концерта, точность и чистоту исполнения, отмечали новизну и радикальность прочтения Курентзисом Реквиема. Крупнейшая австрийская газета Wiener Zeitung сравнила выступление оркестра с церковным обрядом и описывала происходящее как некий акт «высочайшего единодушия и точности, пленительной ясности, абсолютного отречения и трансцендентности». Информационное агентство APA назвало Реквием исключительно чистым и аккуратным.
Реквием написан на канонический латинский текст заупокойной мессы, начинающейся словами Requiem aeternam («Покой вечный») и появившейся в стихотворном переложении в поэме Фомы Челанского Dies irae («День гнева»). Предположительно, в основе мессы лежал отрывок из книги библейского пророка Софонии. Реквием состоит из 14 частей (включенных в восемь литургических разделов) и представляет собой мольбу о даровании покоя и спасении души, а также изображения Страшного Суда.
Берущий свои корни глубоко в религиозном искусстве, Реквием Моцарта стал живым музыкальным символом страдания и искупления, прощания и надежды: одним из самых хрупких и величественных текстов о смерти и спасении, созданных человечеством.
Источник: