Человеческие зоопарки: позорный секрет западного мира (1900-1958 гг.)

Эти редкие фотографии показывают, что из себя представляют «человеческие зоопарки» (также известные под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») – по всему миру «примитивных аборигенов» держали в вольерах, чтобы европейцы и американцы могли в полной мере ощутить свое превосходство. Некоторые фото были сделаны совсем недавно – в 1958 году, и они показывают, как с черными и азиатами обращались как с экспонатами, привлекающими миллионы туристов.

В конце 19 и начале 20 веков западный мир отчаянно желал увидеть тех «диких», «примитивных» людей, которых описывали исследователи и искатели приключений, разыскивающие новые земли для создания колоний. Чтобы подогреть это безумие, в Соединенные Штаты и Европу привезли тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америки, часто при сомнительных обстоятельствах, для демонстрации в «человеческих зоопарках».

Человеческие зоопарки демонстрировались в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий владелец многих подобных зоопарков в Европе, решил в 1874 году представить самоанцев и саамов как «чисто естественные» популяции людей. В 1876 году он отправил сотрудника в египетский Судан, чтобы привезти оттуда несколько диких зверей и нубийцев. Нубийская выставка была очень успешной в Европе и гастролировала в Париже, Лондоне и Берлине.

В 1880 году Хагенбек направил агента на Лабрадор, чтобы втайне привезти оттуда эскимосов и инуитов из моравской миссии в Хевроне, эти инуиты затем были выставлены в его гамбургском Tierpark. Другие этнологические экспозиции включали египетские и бедуинские племена. Хагенбек также нанимал агентов для участия в его этнологических выставках с целью ознакомления своей аудитории с образом жизни различных племен и народов.

И в 1878, и в 1889 году на Парижской всемирной выставке была представлена ​​Черная деревня (деревня Негре). На Всемирной выставке 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, выставлялось 400 человек из разных племен. На Всемирной выставке 1900 года была представлена ​​знаменитая диорама жителей Мадагаскара, а на колониальных выставках в Марселе (1906 и 1922) и в Париже (1907 и 1931) также демонстрировались люди в клетках, часто обнаженные или полуобнаженные. Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев ее посетили 34 миллиона человек, а небольшая контр-выставка под названием «Правда о колониях», организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей. Там также были представлены представители кочевых сенегальских племен.

В 1904 году апачи и игороты (из Филиппин) были представлены на всемирной выставке в Сент-Луисе в связи с летними Олимпийскими играми 1904 года. США после испано-американской войны приобрели новые территории, такие как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, что позволило им «показать» некоторых коренных жителей.

В 1906 году Мэдисон Грант – светский человек, евгенист, антрополог-любитель и глава Нью-Йоркского зоологического общества, выставил конголезского пигмея Ота Бенгу в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке вместе с обезьянами и другими животными. По указанию Гранта директор зоопарка Уильям Хорнейдей поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, а затем с орангутаном по имени Дохонг и попугаем и назвал его «Недостающее звено», предполагая, что в эволюционном плане африканцы, такие как Бенга, были ближе к обезьяны, чем были европейцы. Это вызвало протесты со стороны священников, но, по сообщениям, публике очень нравилось это зрелище и клетка пользовалась успехом.

Бенга стрелял по мишеням из лука, плел корзины и боролся с орангутаном. Хотя, согласно «Нью-Йорк Таймс», «немногие выражали явное возражение против того, чтобы видеть человека в клетке с в компании обезьян», настоящая дискуссия разгорелась, когда за дело взялись чернокожие священнослужители. «Мы думаем, что нашу расу достаточно унижали, даже без показа одного из нас в клетке с обезьянами, – сказал Преподобный Джеймс Х. Гордон, управляющий сиротским приютом в Бруклине. – Мы считаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми, у которых есть душа». В понедельник, 8 сентября 1906 года, спустя всего два дня, директора решили закрыть выставку, и можно было встретить Бенгу, прогуливающегося по территории зоопарка, за которым часто следовала толпа, которая «ругается и кричит».

Человеческие зоопарки начала 20-го века, где показывали представителей племен, столкнулись с рядом проблем. Члены африканских племен должны были носить традиционную одежду, характерную для экваториального пояса, даже в морозные декабрьские дни, а жители филиппинских деревень были вынуждены снова и снова выполнять сезонный ритуал поедания собак, чтобы шокировать публику. Нехватка питьевой воды и ужасные санитарные условия приводили к безудержной дизентерии и другим болезням.

В большинстве случаев для удержания людей в зоопарках от побега не устанавливали никаких решеток, но подавляющему большинству “экспонатов”, особенно привезенных с других континентов, было некуда бежать. Находясь в ложных «этнических деревнях», туземцам предлагали выполнять типичные повседневные задачи, демонстрировать «примитивные» навыки, такие как изготовление каменных орудий и простые танцы и ритуалы. На некоторых шоу они участвовали в постановочных боях или инициациях.

Удивительно, но конец этим зоопаркам положило совсем не возмущение человечества. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, внимание общественности были приковано к геополитическому конфликту и экономическому кризису. К середине 20-го века телевидение заменило цирки и передвижные «зоопарки», человеческие или любые другие, в качестве способа развлечения, и показ туземцев для развлечения просто вышел из моды.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий