Подготовленный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития России на 2020 год и плановые 2021 и 2022 годы не предполагает существенных изменений в технологической, в отраслевой и в пространственной структуре экономики, в рамках инерционного тренда развития весьма проблематично рассчитывать на изменение качества экономического роста и достижение к 2024 году целевых ориентиров социально-экономического развития, следует из заключения комитета по экономической политике Госдумы. Документ опубликован в электронной базе Госдумы.
«Рассматриваемый прогноз, как и прогнозы предыдущих лет, воспроизводит сложившейся инерционный тренд развития российской экономики, в рамках которого весьма проблематично рассчитывать на изменение качества экономического роста и достижение к 2024 году целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Указом № 204 (майский указ президента 2018 года. — RNS)», — говорится в тексте документа.
По мнению депутатов, «наиболее серьезным недостатком базового варианта прогноза (который лежит в основе проекта федерального бюджета на 2020 и плановые 2021-2022 годы. – RNS) является то, что, в нем, как и в прошлогоднем прогнозе, не намечается существенных изменений ни в технологической, ни в отраслевой, ни в пространственной структуре экономики, а также не обозначается вектор на формирования новой экономики, базирующейся на цифровизации и инновациях».
Таким образом, в ближайшие 3 года «не будет заложена основа для перехода к инновационной модели развития экономики, а, следовательно, нет оснований ожидать значительного повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян», считают депутаты.
Отмечается, что заложенные в прогнозе темпы экономического роста не позволяют выполнить поставленную президентом России Владимиру Путину задачу по увеличению ВВП на душу населения к 2024 году в 1,5 раза.
В документе со ссылкой на данные Финансового университета при правительстве РФ говорится, что для этого необходимо, чтобы среднегодовые темпы прироста ВВП России в 2019 -2024 годах составляли 7,2%, в то время как по целевому варианту они предусматриваются в 2,6 раза ниже, около 2,8%.
В комитете считают, что предусмотренные прогнозом темпы прироста ВВП не позволяют решать и задачу по повышению доходов населения.
По оценке комитета, «развитие национальной экономики не может осуществляться за счет ориентации на экспорт, как это предполагается разработчиками прогноза», так как последствия мирового экономического кризиса 2008-2009 годов до сих пор не преодолены, а динамика макроэкономических показателей будет зависеть от состояния мировой экономики и платежеспособности иностранных покупателей российской продукции.
Депутаты резюмировали, что представленный прогноз может рассматриваться в качестве основы для формирования федерального бюджета на 2020 год, однако предусмотренные базовым вариантом показатели не обеспечивают «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации».
1 марта 2018 года в послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить ВВП на душу населения в полтора раза.
В рамках майского указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в частности, правительству необходимо обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Кроме того, Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении инфляции на уровне 4%, а также обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Источник: