На сегодняшний день в космосе побывали 564 человека, среди которых — всего 65 женщин. И это несмотря на то, что первая женщина — советский космонавт Валентина Терешкова — вышла на орбиту еще в далеком 1963 году.
Чтобы «догнать и перегнать» уже несуществующий СССР, NASA потребовалось 20 лет — и в 1983 году Салли Райд стала третьей отправившейся в космос женщиной (и первой американкой).
Салли Райд во время своего первого полёта на «Челленджере». 1983 год. Фото: Wikimedia.org
Перед стартом журналисты спрашивали ее, планирует ли она там пользоваться косметикой и плакала ли она, когда во время отработки программы полета на симуляторе возникали серьезные проблемы.
В минувшую пятницу, 18 октября, NASA осуществило первый в своей истории совместный выход двух женщин в открытый космос. Он должен был состояться раньше — еще в начале 2019 года, — но планы пришлось изменить из-за отсутствия двух скафандров размера М (нашелся только один, второй изготовили специально).
Новость о «женском дуэте» вызвала ажиотаж в американских СМИ и соцсетях. Оказалось, что вопросы о косметике и другие «дамские штучки» в космосе сейчас волнуют людей не меньше, чем в 1983 году.
Поэтому телерадиокомпания ВВС взяла интервью у доктора Варши ДжайнДоктор Варша Джайн — одна из первых ученых-медиков, сосредоточившихся на исследовании связи между состоянием женского здоровья и полетами в космос. Она является научным сотрудником Центра репродуктивного здоровья MRC при Эдинбургском университете. — «космического гинеколога», которая сотрудничает с NASA при проведении исследований в области здоровья женщин в космосе.
— Как космос влияет на мужчин и женщин? По-разному?
— Общая адаптация к космической среде для мужчин и женщин примерно одинакова, но есть некоторые различия.
Женщины с большей вероятностью чувствую себя плохо при отправке в космос, а мужчины — когда возвращаются на Землю. У мужчин по возвращении довольно часто возникают проблемы со зрением и слухом, которых у женщин нет. Зато у женщин после полета скачет давление, поэтому они ощущают слабость.
Есть некоторые тонкие аспекты, и мы не знаем, связаны они с гормональными различиями или с конкретными физиологическими изменениями под воздействием различных факторов при полете в космос. В долгосрочной перспективе понимание этих различий поможет нам узнать больше о здоровье человека здесь, на Земле.
— А что насчет менструаций в космосе? Как женщины-астронавты с этим справляются?
— Когда американцы отправляли в космос Салли Райд, у NASA возникли вопросы о том, как быть с ее женским циклом и что следует предпринять. В то время женщины-астронавты говорили: «Давайте решать проблему, когда она станет проблемой». Но космические полеты похожи на походы, и при подготовке надо было предусмотреть все необходимое, включая предметы гигиены.
Поскольку это был мир, в котором доминировали мужчины, запланированный расход тампонов, которые, по их мнению, должны были понадобиться Салли в полете, составлял 100 или 200 в неделю! Правда, потом они пришли к выводу, что так много не требуется.
На МКС два туалета, и их разработчики изначально не предполагали, что туда будет попадать менструальная кровь. Она расценивается как «твердые отходы жизнедеятельности» и не участвует в процессе рециркуляции, в ходе которого из человеческой мочи получают питьевую воду, хотя в ней тоже содержится вода.
Джессика Мейр и Кристина Кох на МКС. Фото: NASA
Сейчас большинство женщин-астронавтов используют противозачаточные таблетки для прекращения менструаций перед полетом, и это безопасно для них, поскольку они являются здоровыми и постоянно проходят обследования.
Одной из сфер моей работы с NASA является исследование других способов прекращения менструаций в космосе. Мы изучаем, могут ли такие варианты контрацепции, как, например, внутриматочная спираль, оказаться эффективнее таблеток.
— Влияют ли полеты в космос на способность к деторождению?
— Нет очевидного воздействия, которое космический полет оказывает на способность астронавта к рождению детей. Астронавты — как мужчины, так и женщины — успешно производили на свет детей после космических полетов. Однако надо помнить, что женщинам-астронавтам во время их первой космической миссии уже исполнилось 38 лет.
Мы знаем, что в космосе астронавты рискуют подвергнуться воздействию радиации, и пока понятия не имеем, как это может повлиять на фертильность женщин. Качество и количество сперматозоидов после космических путешествий падает, но потом восстанавливается, поэтому никакого долгосрочного ущерба нет.
Джессика Мейр во время выхода в открытый космос 18 октября 2019 года. Фото: NASA
Женщины же изначально появляются на свет с запасом яйцеклеток, необходимым им на всю жизнь вперед, поэтому NASA всячески поддерживает астронавтов, которые перед полетом отдают свои яйцеклетки на заморозку. Однако никакого протокола на этот счет не существует, все делается исключительно добровольно.
— Вы бы отправились в космос сами, если бы появилась возможность?
— Только не в длительную миссию. Я слишком много знаю о связанных с затяжными полетами физиологических изменениях, и это меня отталкивает.
Изменения, которые происходят с человеческим телом в длительных космических миссиях, похожи на ускоренный процесс старения. Астронавты теряют костную массу, и часть ее никогда больше не восстанавливается — несмотря на лечение высокого уровня и прекрасные программы реабилитации, которые они проходят по возвращении.
Источник: