Познания в кредит

Практически 200 тыщ рублей должен выплатить юный доктор поликлинике городка Серов Свердловской области за то, что опосля учебы он отказался приехать туда на работу. Но его это не стращает — заработная плата в иной поликлинике дозволяет. Как и у почти всех остальных. Фото: Илья Аверьянов/ РИА Анонсы

Выходит, программка, на которую постоянно ложили огромные надежды, чтоб понизить недостаток кадров в глубинке, отдала сбой? Как опять сделать процесс? В этом разбирались собкоры «Русской газеты».

Правительство установило квоты приема на целевое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в университеты

Фактически в любом вузе Рф, включая МГУ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), МГИМО и СПбГУ, есть так именуемые целевики. Это студенты, которые заключили с предприятиями договоры, что опосля обучения обязуются отработать у их некое время, к примеру три либо 5 лет. А предприятие — оплачивает учебу.

В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В мед университетах их толика еще больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь «отказника» к ответственности и вынудить возвратить средства, потраченные на учебу, было практически мистическим делом.

Договоры составлялись, но как речь входила о штрафах, появлялось огромное количество вопросцев. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, захворал?

Годом ранее в законе прописали все детали. И суды больше не будут редкостью — возврат средств станет неминуем. Зависимо от университета сумма может набежать большая. И 200 тыщ — далековато не предел. К слову, если условия контракта нарушит работодатель, то ему придется платить неустойку целевику.

Неувязка только в том, что штрафы, как досадно бы это не звучало, не постоянно посодействуют решить главную задачку — понизить недостаток кадров.

В Свердловской области не хватает 678 докторов. И когда к управлению Серовской поликлиники поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить контракт на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) в ординатуре, там возражать не стали. Ведь договор подразумевал, что Кирилл отработает в поликлинике не наименее 5 лет.

За два года Серовская поликлиника из собственного умеренного бюджета перечислила 187 290 тыщ рублей. Но опосля диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из 6 человек, окончивших в этом году ординатуру, четыре решили порвать договоры, поведал пресс-секретарь поликлиники Олег Романов. На мотивированном обучении медучреждения — еще 53 человека.

По системе мотивированного набора в русских университетах обучается в среднем до трети студентов. Любой десятый из их — рискует попасть под штрафные санкции

В Вологодской области вопросец с мед кадрами тоже стоит остро. Собственного медвуза в регионе нет, потому в области постоянно много целевиков. В этом году в департамент образования поступило наиболее 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.

Минобрнауки утвердило новейшие правила приема в университеты

Надбавка к стипендии четыре тыщи рублей, оплата (выдача денег по какому-нибудь обязательству) общежития, добавка к заработной плате юным докторам — педиатрам и терапевтам, это 10 тыщ в 1-ые три года работы, а еще — 1,5 миллиона подъемных, льготная ипотека… Но вакансии докторов как были, так и есть.

Работодатели признают, что необходимость возвращать затраченные средства юных профессионалов не стращает, в особенности если они отыскали другое перспективное пространство. Потому некие специалисты уже дают наиболее твердый подход, к примеру, приравнять экономные издержки к кредиту и в случае невыполнения контракта — взыскивать с процентами.

Но даже если опосля университета ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навечно.

Весьма ожидают в сельской поликлинике целевика-медбрата Амирхана Лузянина из села Оранжереи в Астраханской области. «Я там отработаю, как обещал, и перееду в город, — честно признался юноша. — Желаю в городскую поликлинику устроиться и в медуниверситет поступить. Не желаю в селе прожить всю жизнь. И дело не в заработной плате либо в утехах: там все так равномерно, что становится обидно».

Специалисты дают приравнять плату за учебу целевиков к кредитам и взыскивать с процентами

Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: «Меня там все знают: бабушка тут была акушером, мать там же работает. Останусь ли в селе, отработав три положенных года? Время покажет».

«Для молодежи весьма важны условия работы, — поведал «РГ» Игорь Чирва, директор Центра по связям с созданием и мотивированного обучения Русского института транспорта. — И это не только лишь рабочий денек с 9 до 18, да и возможность карьерного роста. Молодежь сейчас весьма мобильна. Они не будут ожидать 20 лет, когда освободится пространство ведущего инженера либо завотделением. Да, они многого не знают, по сопоставлению с наиболее старшими сотрудниками, но знают, как и где стремительно отыскать подходящую информацию, они выросли в цифровой среде, и это меняет их подход к работе».

Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилище, пусть и служебное, детский сад, школа.

Комментарий

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследовательских работ РАНХиГС:

— Неувязка в том, что мотивированной прием в том виде, какой на данный момент изготовлен, не учитывает почти все индивидуальности.

1-ое — вопросец свойства. Человек желает быть, к примеру, доктором, но осознает, что не поступит в медвуз на эту специальность по баллам ЕГЭ. Он берет целевое направление и поступает на другую мед специальность, на которую идет мотивированной набор. Быть может, он доучится и станет неплохим спецом, а быть может, и нет.

2-ое — мы пытаемся закрепить человека за регионом. Где мы его начинаем готовить? В регионе его проживания? В Москве, в Санкт-Петербурге? По окончании университета выпускник осознает, что в столице у него еще больше перспектив, и он будет возвращать средства либо бегать от судов.

Удержать в регионе можно вещественными стимулами и предоставлением жилища. Если студент отучился семь лет в медвузе, он задумывается уже не только лишь о работе, да и о семье. И вопросец жилища становится весьма принципиальным.

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий