Филипок ждет понедельника

В России не хватает более 10 тысяч учителей. Это реальные вакансии. Некоторые из них пустуют по два-три года. Сможет ли федеральный проект «Земский учитель» спасти школы в малых городах и селах? Когда педагоги получат выплаты по миллиону рублей? И при чем тут хороший интернет? На своем Всероссийском съезде сельские учителя рассказали о самых наболевших проблемах. А министерство просвещения представило долгожданную программу «Земский учитель». Свои меры поддержки сельских учителей есть в каждом регионе. Кто-то дает прибавку к зарплате, кто-то — автомобиль или единовременную выплату. Фото: REUTERS

Впервые прозвучало главное: кто, как и когда сможет стать участником программы. Она должна заработать в следующем году. Приезжающие в малые города и села педагоги получат по миллиону рублей. А на Дальнем Востоке — по два (!) .

«Потребность в квалифицированных кадрах стоит остро. Иногда нагрузка сельских учителей достигает 28-30 и даже 32 урока в неделю. Часто им приходится совмещать разные предметы. Это не может не сказываться на качестве обучения», — рассказала директор департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами министерства просвещения Мария Хлопотных.

Корреспонденты "РГ" проверили ситуацию с учителями в регионах

Названы критерии отбора участников программы: и учителей, и школ. Так, школа должна не только иметь вакантную должность для педагога, но и обеспечить его стандартной нагрузкой на ставку — не менее 18 часов в неделю.

«Участниками программы могут стать учителя со средним профессиональным и высшим образованием. То есть практически каждый, — отметила Мария Хлопотных. — Кандидат должен иметь соответствующую квалификацию, быть не старше 55 лет и иметь желание переехать в село минимум на 5 лет».

Сайт программы, где будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата, заработает на полную мощность уже в январе. Учителя смогут подобрать на нем себе новую работу и подать заявку. Победители определятся до 15 мая.

Что важно? Регионы смогут сами устанавливать дополнительные критерии отбора. Например, добавить кандидату баллы за высшую категорию или за то, что он ведет несколько предметов, кружки и секции. За готовность вернуться — вместе с семьей — в село, где родился и вырос…

Сайт программы с полным банком вакансий, адресами, условиями и зарплатами заработает уже в январе

С 16 мая по 15 июня учителя смогут познакомиться с будущим местом работы, коллегами. С 15 июня по 20 июля — с «земскими учителями» должен быть заключен трудовой договор. И до 1 декабря 2020 года все победители получат свои выплаты. Деньги смогут потратить на что угодно.

Миллионеров ждут

Статистика показывает: в регионах особенно нужны учителя иностранного языка, математики, физики. По планам чиновников, программа должна привлечь в малые города и села 4,4 тысячи педагогов. На это из федерального бюджета выделят более 4 млрд рублей.

Средняя зарплата школьного учителя превысила 40 тысяч рублей

«Земский учитель» — отличная поддержка, — говорит директор Муромской школы Шебекинского района Белгородской области Андрей Щербаков. — У нас 141 ученик и 18 учителей. Средний возраст преподавателей — 52 года. Зарплату в этом году подняли, не жалуемся — в среднем учитель получает 33 тысячи рублей».

«У нас большие проблемы с педагогами, особенно в самых северных районах, — отмечает начальник управления образования Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Ирина Черкашина. — Население многонациональное, говорит на разных языках. Но все мы ждем русскоязычных учителей, чтобы дети хорошо знали русский».

А вот, скажем, в сельских школах Карелии очень ждут педагогов-карелов, из коренных жителей. Как подчеркивает первый замминистра образования республики Наталья Кармазина, это важно для сохранения самобытности карельской культуры.

С ручкой и планшетом

Всероссийский съезд сельских учителей проходил в школе поселка Дубовое в Белгородской области. Суперсовременное здание в стиле хай-тек. Внутри — проекторы, ноутбуки, роботы. Ученики здесь осваивают программу без учебников, но с планшетами, а обеды им подают по принципу «шведский стол». Даже в Москве такое увидишь далеко не везде. И что скрывать: в большинстве сельских школ, даже очень крупных, картина совершенно иная.

«В нашей станичной школе 1026 учеников и 79 учителей. Главная проблема — устаревшее оборудование. На технике, компьютерах, которым исполнилось пять лет и больше, работать сложно, — делится учитель физики и информатики школы №12 Курганинского района Краснодарского края Андрей Ополев. — Чуть больше месяца назад у нас открыли центр «Точка роста» с хорошим современным оборудованием. Это только один кабинет. И даже в нем работать в полную силу мы не можем — реально не хватает скорости интернета. Обещанных 50 мегабит в секунду и близко нет. Потому что до школы оптоволокно провели, но наше сетевое оборудование реально старое и не справляется с такой мощностью».

Ольга Васильева прокомментировала ситуацию в сельской школе на Алтае

Свои меры поддержки сельских учителей есть в каждом регионе. Кто-то дает прибавку к зарплате, кто-то — автомобиль или единовременную выплату.

Одним из первых регионов, где приезжающие в село учителя уже получают миллион (без какой-либо федеральной помощи), стал Пермский край. Здесь программа работает четвертый год. В ней 70 человек! Правда, деньги они могут потратить только на жилье.

«У нас большинство школ — именно сельские. Причем некоторые удалены от центра на 500-700 километров. В первый год работы проекта мы поставили возрастное ограничение — 35 лет. Думали, будет очень много желающих. Нет. Увеличили возраст до 40 лет, а сейчас — до 50. Почему? Оказалось, в село готовы переезжать учителя, у которых уже выросли дети. Тогда они готовы оставлять квартиру им, а сами строить свою жизнь в другом месте», — поделилась опытом министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

Особенно не хватает учителей иностранного языка, математики, физики. Программа должна привлечь в малые города и села 4,4 тысячи педагогов

Надо сказать, что в Белгородской области уже много лет проводится конкурс для выпускников вузов: «Я — будущий учитель!» Победители получают 300 тысяч рублей подъемных и отправляются работать в село. Результат? Отработав пятилетнюю «повинность», из 84 участников программы на селе остались только 59. Вот почему так важно правильно выбрать школы, которые будут участвовать в программе. Решаясь на новое место работы, тот же молодой учитель смотрит не только на зарплату: есть ли рядом больница и детская поликлиника, детсад, интернет, дороги… Если ничего этого не будет, то не удержат никакие деньги.

Прямая речь

Ольга Васильева, министр просвещения РФ:

— Сегодня треть нашего педагогического корпуса — это люди достойного возраста. 23 процента перешли пенсионный порог, еще 19 — приближаются к нему. У нас и сейчас, и в 2029 году будет всего 5,9 процента учителей в возрасте до 29 лет.

Московским школам и садикам запретят нанимать за деньги актеров на утренники

И это несмотря на то, что для будущих педагогов ежегодно дается более 73 тысяч бюджетных мест в вузах. Поступив на педагогические факультеты, лишь половина потенциальных учителей заканчивает их, получая диплом. Из этих 50 процентов лишь 30 — доходят до школы…

Поэтому мы очень надеемся на программу «Земский учитель», на то, что у нас будут потихонечку заполняться востребованные вакансии.

Кстати

Росстат опубликовал данные по зарплатам учителей за 2019 год. В среднем по России показатель составил примерно 40 тысяч рублей. Но это — как «температура по больнице». Реально в регионах зарплаты могут отличаться в разы. Так, учителя на Чукотке получают больше 99 тысяч рублей, а в Северной Осетии — меньше 22 тысяч рублей.

Самые низкие зарплаты у педагогов Северного Кавказа: Кабардино-Балкария — 22 139 рублей, Карачаево-Черкесия — 22 203, Ингушетия — 22 291. Чуть больше учителям платят в Ивановской области — 23 897 рублей и Мордовии — 24 434.

Больше всего, кроме Чукотки, получают учителя Ямало-Ненецкого автономного округа — 97 530 рублей, Москвы — 97 282, Сахалина — 86 760.

Майя Пильдес: Для сельских учителей недостаточно единовременной выплаты

— Такой уровень дифференциации неприемлем. Сегодня педагоги выполняют образовательный стандарт, который не зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона. Минимальные гарантии по уровню зарплаты должны устанавливаться на федеральном уровне. Сейчас, кроме минимального размера оплаты труда, никаких критериев нет. Но минимальная оплата труда — это для неквалифицированного труда, а педагоги — высококвалифицированные специалисты, — говорит заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. — По майскому указу педагогам должны платить 100% от средней зарплаты по региону. Мы считаем, что необходимо поднять этот показатель до 150% от средней зарплаты по региону.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Ксения Колесникова

Источник: rg.ru

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий